Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели зачастую именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным наименованием, но об этом позднее.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более семи лет тому назад, большинство следователей, судей, юристов, адвокатов по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя вида экспертизы.

В результате такого абстрактного и общего обозначения данного исследования, в нашей практике зачастую появляются ситуации, когда в офис учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, для исполнения которых необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков).

В этих случаях возникает некрасивая ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные органы без исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются по причине грамотности указанных выше участников процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспортных средств и прочих участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и иных участников по поверхности автодороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неправильная разметка дорожного покрытия, ошибочное расположение дорожных указателей, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и прочие отрицательные условия обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставить материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для исследования необходимо изучение комплекса информации о происшествии.

В частности, в случаях, где важной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.